Дизельное топливо
Порядковый номер согласно принятой ООН системы: 1202,
Дизельное топливо бывает для быстроходных двигателей-дисциллятное маловязкое и тихоходных двигателей - высоковязкое остаточное. Так же оно делиться на зимнее и летнее дизельное топливо.
Физические свойства
Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: −5 °C.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: −35 °.
Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: −50 °C.
Функции дизельного топлива
Дизельное топливо помимо своей основной задачи - производства энергии при сгорании - выполняет также еще важные функции - охлаждение и смазка прецизионных узлов топливной системы, таких как топливные форсунки и топливный насос, а также регулирование параметров выхлопа на двигателях с контролем эмиссии.
Основные характеристики дизельного топлива
Вязкость Этот параметр важен для процессов нагнетания топлива и его последующего впрыска. Влияет также на смазывающие характеристики.
Цетановое число Цетановое число - параметр, влияющий на запуск и прогрев двигателя.
Содержание серыПод серой понимается сернистые соединения, а не элементарная сера как таковая. Они влияют на общие показатели кислотности топлива, работу выхлопной системы и ее коррозионную стойкость.
Содержание воды и твердых взвешенных частиц Повышенное содержание в топливе водных фракций и твердых взвешенных частиц существенно снижает срок службы фильтров и всей системы подачи топлива в целом. Некоторое количество воды может попасть в топливо в неполном резервуаре из-за перепада температур в ходе процессов конденсации. Необходимо своевременно производить замену топливных фильтров, а также фильтрующих элементов топливного насоса и подводящих топливных патрубков, а при регулярном использовании предварительно неотфильрованного топлива рекомендуется производить смену фильтров чаще, чем того требуют инструкции по эксплуатации.
Углеродистый нагар При сгорании дизельное топливо образует углеродистый нагар, оседающий на внутренних поверхностях камер сгорания. Это приводит к снижению мощности двигателя и загрязнению фильтров. Чем ниже качество используемого топлива, тем больше образуется нагара в процессе работы.
Температура помутнения Температуру, при которой начинается процесс кристаллизации содержащегося в топливе парафина, называют температурой помутнения.
Точка закупорки Точкой закупорки называют минимальную температуру, при которой дизельное топливо способно протекать в канал диаметром 45 мкм.
ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 305 - 82 в зависимости от условий применения
устанавливаются три марки дизельного топлива:
Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего
воздуха 0°С и выше;
3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего
воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С)
и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);
А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре
окружающего воздуха минус 50°С и выше.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
I - массовая доля серы не более 0,2 %;
II - массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А
не более 0,4 %).
В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.
Примеры условного обозначения. Топливо летнее с массовой долей серы до
0,2 % и температурой вспышки 40°С:
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82
Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус
35 °С:
Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82
Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:
Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||
Л | З | А | ||
1. Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | По ГОСТ 3122 |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 | |
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше | 360 | 340 | 330 | |
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33 |
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта | |||
умеренной | -10 | -35 | - | |
холодной | - | -45 | -55 | |
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 5066 (второй метод) | |||
умеренной | -5 | -25 | - | |
холодной | - | -35 | - | |
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | По ГОСТ 6356 | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 45 | 35 | 30 | |
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | По ГОСТ 19121 | |||
вида I | 0,20 | 0,20 | 0,20 | |
вида II | 0,50 | 0,50 | 0,40 | |
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | По ГОСТ 17323 |
9. Содержание сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | ||
10. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | ||
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | ||
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более | 40 | 30 | 30 | По ГОСТ 8489 |
13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более | 5 | 5 | 5 | По ГОСТ 5985 |
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 | По ГОСТ 2070 |
15. Зольность, %, не более | 0,1 | 0,1 | 0,1 | По ГОСТ 1401 |
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 | По ГОСТ 19932 |
17. Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 | По ГОСТ 19006 |
18. Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | ||
19. Содержание воды | То же | По ГОСТ 2477 | ||
20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более | 860 | 840 | 830 | По ГОСТ 3900 |
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | -5 | - | - | По ГОСТ 22254 |
Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах,
применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
Температура вспышки для марок: Л - выше 40°С, 3 -
выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и
соответственно: Л - выше 61°С, 3 - выше 40 °С, А -
выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.
Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.
За период с 18 по 24 января на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензинов понизилась на 0,12%, а дизтоплива - выросла на 0,22%.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) снава зафиксировала нулевую недельную инфляцию в РФ с начала этого года. На этот раз цены стояли на месте в период с 5 по 11 июля 2011г. С начала июля инфляция составила 0,1%, с начала года - 5,1%, говорится в сообщении Росстата.
"Трансаэро" и "Газпромнефть-Аэро" подписали двухлетний контракт о поставках 1 млн тонн топлива, предусматривающий формульное ценообразование. Основным ориентиром для расчета цены будут котировки ИАЦ "Кортес". В "Газпромнефть-Аэро" отмечают, что контракт предполагает прозрачные и понятные условия поставок и компания готова работать на аналогичных условиях с другими перевозчиками.